Структура цены российской нефти
Среда,  20 августа 2014 г.
Наш центр развивается и сегодня возникает множество задач, когда необходимо использование не только коммерческих программных продуктов, но и специальных, разработанных самостоятельно для решения встающих задач. С этой целью мы приглашаем к сотрудничеству специалистов, владеющих технологиями создания современных программных продуктов. Нам необходим
Читать дальше»
Опубликован очередной мониторинг: "Среда безопасности Ближнего Востока. Актуальные и потенциальные угрозы". С полным текстом можно ознакомиться по ссылке: http://www.csef.ru/files/csef/monitorings/1602/1602.pdf
Читать дальше»
Автономная некоммерческая организация "Центр стратегических оценок и прогнозов" информирует о начале приема работ на соискание премии им. А.Е.Снесарева в 2014 году. В текущем году учреждены четыре премии номиналом по 15 000 рублей каждая. Подробную информацию об условиях конкурса и требованиях к конкурсным работам можно найти на сайте организации
Читать дальше»
Автономная некоммерческая организация "Центр стратегических оценок и прогнозов", ОГРН 1127799002077. Юридический адрес: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, дом 13, стр. 1 Генеральный директор АНО Гриняев Сергей Николаевич, дата избрания: 23.12.2011 года. Руководящий орган: Совет, состав: Гриняев Сергей Николаевич, Боровский Юрий Петрович,
Читать дальше»
Поиск материалов
По дате:
По автору:
По проекту:

Книги по теме
Статьи

Структура цены российской нефти


Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг


Материал разместил: Александр Фомин Дата публикации: 2007-10-30



Цена российской нефти может быть структурирована на следующие составляющие:

  • себестоимость добычи; 
  • налоговые выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • прочие налоги;
  • транспортный тариф;
  • экспортная пошлина;
  • административные затраты;
  • налог на прибыль;
  • прибыль.

Величина отдельных составляющих зависит от уровня мировых цен на нефть (приложение 1) и региона РФ, где производится нефтедобыча.  

По себестоимости добычи нефти в основных странах-производителях Россия находится где-то посередине: Саудовская Аравия – 3,0 $/барр., США (Мексиканский залив) – 14,5 $/барр., Россия – 5,4 $/барр. Следует отметить, что эти данные отражают современное состояние. Для России по мере истощения разведанных месторождений Западной Сибирь и переходе на шельфовые месторождения себестоимость нефтедобычи может существенно возрасти (приложение 2).  

Транспортная составляющая в цене нефтепродуктов колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов 4 являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе нефтеперерабатывающих заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.

Налоговые отчисления определяются уровнем мировых цен на российскую нефть Urals (приложения 1, 3).

Экспортные пошлины: при цене нефти от 20 до 25 $/барр. ставка 45%, а при цене нефти свыше 25 $/барр. - 65%. С 1.08. 2006 г. велина экспортной пошлины составляет 216,4 $/т (примерно 29,13 $/баррель), с 1.10. 2006 г. 237,6 $/т (примерно 32 $/баррель).

Действующий c 2004 г. порядок таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок нефти и нефтепродуктов законодательством также привязан к ценам мирового рынка на нефть и их рост с 2002 по 2005 год составил по нефти – в 8,5 раза, по светлым нефтепродуктам – в 3,9 раза. Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с марта 2005 г. установлен новый порядок определения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты: предусмотрена дифференциация ставок таможенной пошлины на нефтепродукты «светлые» и «темные», при которой на «темные» нефтепродукты предусмотрена ставка таможенной пошлины ниже, чем на «светлые».

На диаграмме представлено характерная структура общей цены российской нефти по различным составляющим (По данным Л. Феодосьева - начальника отдела реструктуризации газовой и нефтяной отрасли МЭРТ, 2006 г.).

 

 Одним из основных направлений повышения конкуренции Urals и ее цены является развитие перерабатывающей промышленности (приложение 4) 

 

  

Приложение 1. Мировые цены на нефть

На диаграмме представлены данные по динамике нефти Brent с 1984 г. На графике в сопоставимых ценах 2004 г. (пересчет по базовой инфляции) четко видны 2 спада 1986-1988 г. (кризисные явления в СССР) и 1998 г. (дефолт). Уже просматриваются черты следующего кризиса. 

 

Цена российской нефти Urals достаточно жестко привязана к цене Brent:  

 

В настоящее время Urals торгуется с дисконтом около 2,5$/баррель относительно Brent. 

По мнению В. Алекперова (01.09.2005г.), низкие темпы освоения месторождений в новых регионах страны в совокупности с концентрацией экспорта на европейском направлении приводят к увеличению ценового дифференциала между российским сортом Urals и эталонным сортом Brent, торгующимся на Лондонской нефтяной бирже. На протяжении ряда лет указанная разница составляла $1-2/баррель, однако в последнее время она значительно увеличилась, к концу 2004 г. достигла $5/баррель. Общий объем недополученных в результате этого доходов бюджета по разным оценкам составляет от 3,5 до 5 млрд. $ в год.

Сорт Urals появился на международном нефтяном рынке в 70-х годах прошлого века. Сегодня, как и 30 лет назад, он представляет собой смесь легкой малосернистой нефти с месторождений Западной Сибири (Siberian Light) и тяжелой высокосернистой нефти с месторождений Урала и Поволжья.

По своим качественным характеристикам, сорт Urals значительно уступает сорту Brent: содержание серы в первом случае составляет 2,5%, во втором – 0,4%, плотность, влияющая на уровень выхода светлых нефтепродуктов, 32 API° и 38 API° соответственно. В результате, ценность нефтепродуктов, выработанных из одного барреля нефти Brent, на 3,9-5,1 долл. выше, чем выработанных из одного барреля нефти Urals.

В среднесрочной перспективе решить проблему качества российской нефти, отправляемой на экспорт, можно за счет улучшения характеристик сорта Urals (снижения плотности и содержания серы). Высокосернистая нефть составляет порядка 14% от общего объема сырья, сдаваемого российскими нефтяными компаниями в систему магистральных нефтепроводов. В настоящее время ее основными поставщиками являются предприятия Татарии, Башкирии и Удмуртии.

Мо мнению экспертов, первым шагом к улучшению качества смеси Urals могло бы стать введение банка качества нефти. Сам по себе банк качества не в состоянии улучшить характеристики экспортной смеси, однако через систему взаимозачетов он стимулирует предприятия более внимательно относиться к подготовке нефти перед сдачей в магистральные трубопроводы, а также увеличивает инвестиционную привлекательность месторождений, содержащих легкую, малосернистую нефть.

  

Приложение 2. Районы и себестоимость нефтедобычи

В настоящее время в России основная нефтедобыча сосредоточена в Западной Сибири; там добывается самая легкодоступная нефть в РФ. 

Россия выходит из периода дешевой себестоимости добычи нефти. Традиционные месторождения сильно выработаны (иногда больше 80%). Себестоимость добычи на новых месторождениях в 2-3 раза выше, чем на традиционных территориях. Сегодня себестоимость добычи в Западной Сибири — 5 -6 $. В Восточной Сибири — до 15$. На традиционных территориях наблюдается рост затрат, которые связаны с их выработанностью, на новых — рост затрат, связанный с неразвитостью инфраструктуры, с климатическими и геологическими особенностями добычи.

Сырьевая база России находится в удручающем состоянии. Запасы Западной Сибири выработаны на 45%, Урало-Поволжья – на 50-70%, Северного Кавказа – на 70-80%. За последние 20 лет средний дебит скважин упал с 26 до 8 тонн в сутки. Увеличивается обводненность нефти, растут операционные затраты на ее добычу.

Ежегодный прирост запасов составляет не более 85% от уровня добычи. За последние семь лет в России не было открыто ни одного крупного месторождения, ввод которого в разработку мог бы компенсировать падение добычи в старых районах.

Резкий рост добычи нефти, имевший место в начале нынешнего десятилетия, был связан в 1-ю очередь с увеличением темпов отбора запасов на действующих месторождениях. К сожалению, он сопровождался  падением коэффициента извлечения нефти. Сегодня при разработке российских месторождений извлекается около 30% разведанных запасов. 10 лет назад этот показатель составлял 50%. Малодебитные скважины, составляющие четверть всего фонда, законсервированы. У некоторых компаний доля простаивающих скважин достигает 40-60%.

Добыча нефти в новых районах – Восточной Сибири, на севере Тимано-Печоры, на континентальном шельфе – составляет около 5 млн. тонн (всего 1% от общей добычи по стране).

Несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру, из-за отсутствия инвестиций в новые проекты темпы роста добычи начинают снижаться: если в 2004 г. они составляли 8,9%, то в 2005 г., скорее всего, не превысят 3,5%. Развитие данной тенденции может уже в будущем году привести к стабилизации, а в дальнейшем – к снижению уровня добычи нефти в стране. Учитывая  значительный удельный вес нефтяного комплекса в формировании ВВП и доходов бюджета, такое положение может оказать негативное воздействие на российскую экономику в целом.

Недостаточный объем инвестиций в развитие трубопроводной системы России препятствует диверсификации экспорта российской нефти. Более 90% сырья наша страна по-прежнему, как и в советское время, поставляет в Европу. Причем темпы роста поставок в последние годы опережают темпы роста добычи нефти в стране. Единственный крупный проект, реализованный за последнее время – строительство Балтийской трубопроводной системы – также рассчитан на снабжение европейского рынка.

Отечественные компании, ограниченные возможностями турецких и датских проливов, не имеют выхода на глобальные рынки. Российские порты способны загружать танкеры максимальным дедвейтом 100 тыс. тонн на севере Европы и 140 тыс. тонн на юге, в то время как поставки на рынки США и Юго-Восточной Азии экономически целесообразны при величине партии 250-300 тыс. тонн.

Транспортировка нефти по железной дороге по целому ряду экономических и технических причин не может считаться полноценной альтернативой трубопроводному экспорту. Всплеск интереса к возможностям российских железных дорог пришелся на 2002-2004 гг., когда цены на российскую нефть превысили отметку 25 долларов за баррель. Однако уже в нынешнем году он существенно ослаб: из-за роста экспортных пошлин рентабельность поставок сырья на внутренний рынок превысила рентабельность железнодорожного экспорта.

Данные В. Алекперова от 01.09.2005 г.

 

  

Приложение 3. Налог на добычу российской нефти

В соответствие с Федеральным законом РФ от 27.072006 г. № 151-Ф3 «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельными положениями законодательных актов Российской Федерации», величина налоговых выплат на добычу 1 т нефти  Urals (НДПИ) определяется следующим образом:

НДПИ = 419´ Kц´ Kе,

где – коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:

Kц = (Ц – 9)´P/261,

Ц – средний уровень цен нефти Urals в $;

P – среднее значение курса $ к рублю; 

Kв = 3,8 – 3,5´(N/V)

N – сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

V – начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.

На рисунках представлены величины налоговых выплат (в $/баррель) и величина налога (в %) при Kв = 1 и средней массе 1 барреля Urals = 134,62 кг.

Для российской нефти НДПИ – прогрессивный налог. В 2006 г. его величина составляла 18-18,5%.  

Таким образом, основным параметром, определяющим величину налога на добычу российской нефти, является ее цена.

 

Приложение 4.  Проблемы нефтепереработки в России.

Сегодня российская нефтепереработка — это 60 — 70% износа. Большинство заводов построены во время Великой Отечественной войны. Структура переработки подразумевает 60% выхода темных нефтепродуктов, 10% бензина и 30% дизеля. Переработка настроена на производство того, что востребовано, на что есть спрос. Наш бензин не нужен на мировом рынке. Существуют европейские нормы к выбросам двигателей внутреннего сгорания, например — Евро-1, Евро-2. Российский бензин этим нормам не отвечает. Мы сегодня с натяжкой выйдем на уровень Евро-2. Во многом это связано с нашим же спросом: 80% производимой продукции — то, что нужно российской экономике. Тракторам в сельском хозяйстве, коммунально-бытовым службам, автопрому.

Вместе с тем российский мазут и дизельное топливо востребованы мировым рынком, но потребляются они не как топливо, а в качестве сырья для последующей переработки. Необходимы стимулы для развития нефтепереработки, повышения эффективности российского экспорта через производство и поставки продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

 

 

 





У Вас нет прав для комментирования материала...